Соотношениe людей Рая к людям Ада Вопрос:
В «Сахихе» Бухари имеется два хадиса (№ 6529 и 6530, согласно нумерации «Фатх аль-Бари»). «В первом из них говорится, что количество тех, кто будет отправлен в Ад, соответствует 99 из каждой сотни. В другом же хадисе говорится, что количество отправленных в Ад будут равно 999 из каждой тысячи». Надеюсь, что вы объясните и прокомментируете эти факты. Да вознаградит вас Аллах.
Ответ:
Хвала Аллаху!
Первый хадис был рассказан Бухари (6529) от Абу Хурайры о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Первым, кого вызовут в День Воскресения, будет Адам. Ему покажут его потомство, которому скажут: «Это - ваш отец Адам» (Адам) ответит: «Я к Твоим услугам (о, Господь)!» (Аллах) скажет (ему): «Выведи вперед из среды твоего потомства тех, кто должен быть отправлен в Ад» Адам спросит: «О, Господь, скольких я должен вывести?» (Господь) ответит: «Выведи из каждой сотни девяносто девять» (Люди) спросили (посланника (да благословит его Аллах и приветствует)): «О, посланник Аллаха, если из каждой сотни будет взято 99, то что же от нас останется?» Он ответил: «Моя община средь остальных народов подобно белому волосу на черном быке»».
Второй хадис был приведен Бухари (3348) и Муслимом (222) от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) о том, что (Однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:
«(В День воскресения) Аллах скажет: "О, Адам!" (Адам) откликнется: "Вот я перед Тобой и готов служить Тебе, а (всё) благо в Твоих руках! /Ляббай-кя, ва са'дай-кя ва-ль-хайру фи йадай-кя!/" (Аллах) скажет: "Выведи тех, кому суждено оказаться в огне!" (Адам) спросит: "А сколько их?" (Аллах) скажет: "(Выведи) девятьсот девяносто девять из каждой тысячи", и после этого поседеют малые (дети), и каждая беременная сложит свою ношу, и увидишь ты людей (будто) пьяными, хотя пьяными они не будут, но суровым будет наказание Аллаха! (Хаджж, 2)"» (Люди) спросили: «О, посланник Аллах, а кто из нас будет тем единственным, (кто спасётся от огня)?» На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Радуйтесь, ибо один будет из вас, а тысяча - из (народов) Йаджудж и Маджудж!» - после чего сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, я надеюсь, что вы составите собой четверть обитателей рая!» - и мы воскликнули: «Аллах велик!» Потом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я надеюсь, что вы составите собой треть обитателей рая!» - и мы воскликнули: «Аллах велик!» Потом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я надеюсь, что вы составите собой половину обитателей рая!» - и мы воскликнули: «Аллах велик!» А потом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Но по сравнению с другими людьми вы подобны всего лишь чёрному волоску на шкуре белого быка или белому волоску на шкуре чёрного быка».
Согласно первому хадису, число спасенных в День Воскресения будет равно десяти из каждой тысячи. Согласно же второму хадису это число будет равно одному из тысячи. Ученые пришли к соглашению относительно двух хадисов по следующим вопросам:
1. Число людей не должно пониматься буквально, т.к. утверждение конкретного числа не означает, что их не может быть и больше. Двое чисел, упомянутые в хадисе указывают лишь на небольшую численность верующих и огромное количество кяфиров.
2. Хадис от Абу Саида аль-Худри может быть расценен как имеющий отношение ко всему потомству Адама. Таким образом, среди каждой тысячи лишь один человек отправится в Рай. Хадис же от Абу Хурайры имеет отношение ко всем, за исключением Йаджуджа и Маджуджа, т.е. на каждую тысячу придется десять человек (последующих в Рай) Это подтверждается тем фактом, что Йаджудж и Маджудж упомянуты в хадисе от Абу Саида, но не упомянуты в хадисе от Абу Хурайры.
3. Возможно, что «те, кто будут отправлены в Ад» являются кяфирами (неверующими) и грешниками (из среды мусульман). Таким образом, из каждой тысячи кяфиров 999 и из каждой сотни грешников 99, соответственно, будут отправлены в Ад.
Эти ответы приведены аль-Хафизом ибн Хаджаром в «Фатх аль-Бари», 11/399
Аллаху ведомо лучше.